БИШКЕКСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ.А.ТОКТОНАЛИЕВА
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе при изучении дисциплины (раздела, темы
БИШКЕК 2023
Основными видами аудиторной работы студентов являются комбинированные и практические занятия.
В ходе комбинированных занятий преподаватель разъясняет основные наиболее сложные понятия, теоретические и практические вопросы темы, смежные с ней вопросы, даёт направления самостоятельной работы, проводит опрос студентов.
Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.
Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет развивать экономическое мышление. В конце лекции преподаватель оставляет время (5-10 минут) для закрепления материала, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу и преподаватель задает вопросы по новому пройденному материалу.
На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Из–за недостаточного количества аудиторных часов некоторые темы не удается осветить в полном объеме, поэтому преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу студентов, рекомендуя ту или иную литературу. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения на семинарском занятии. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в рабочей программе курса.
БИШКЕКСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ.А.ТОКТОНАЛИЕВА
Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
БИШКЕК 2023
Углубленному изучению материала по отдельным темам и разделам дисциплины способствует самостоятельная работа студентов которая способствует развитию самостоятельного мышления, учит применять теоретические знания на практике.
Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников, учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступлений, выполнения задания преподавателя.
Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбирается студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренной программой.
Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Рационально составить краткий план или конспект, схему, выражающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем полезно изучить выдержки из первоисточников – работ известных экономистов. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.
Необходимо создать максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.
Необходимо изучить список рекомендованной литературы, как основной, так и дополнительной, и убедится в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде.
Лучшему пониманию материала по отдельным разделам дисциплины способствует подготовка студентами докладов и рефератов.
Доклад – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной теме, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка доклада – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга экономических первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над докладом способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять экономические знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время доклада не более 7 минут.
Методические рекомендации для студентов по написанию и защите рефератов.
Реферат – письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого–либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемой теме. Выполнение и защита реферата призваны дать студенту возможность всесторонне изучить интересующую его проблему и вооружить его навыками научного и творческого подхода к решению различных задач в исследуемой области.
Основными задачами выполнения и защиты реферата являются развитие у студентов общих и профессиональных компетенций, среди них:
- формирование навыков аналитической работы с литературными источниками
- разных видов;
- развитие умения критически оценивать и обобщать теоретические положения;
стимулирование навыков самостоятельной аналитической работы;
- углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и презентация навыков публичной дискуссии.
Подготовка материалов и написание реферата – один из самых трудоемких процессов. Работа над рефератом сводится к следующим этапам:
- Выбор темы реферата.
- Предварительная проработка литературы по теме и составление «рабочего» плана реферата.
- Конкретизация необходимых элементов реферата.
Сбор и систематизация литературы.
Написание основной части реферата.
– Написание введения и заключения.
– Представление реферата преподавателю.
– Защита реферата.
Выбор темы реферата
Перечень тем реферата определяется преподавателем, который ведет дисциплину.
Вместе с тем, студенту предоставляется право самостоятельной формулировки темы реферата с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки и согласованием с преподавателем.
При выборе темы нужно иметь в виду следующее:
- Тема должна быть актуальной, то есть затрагивать важные в данное время проблемы общественно–политической, экономической или культурной жизни общества.
- Не следует формулировать тему очень широко: вычленение из широкой проблемы узкого, специфического вопроса помогает проработать тему глубже.
- Какой бы интересной и актуальной ни была тема, прежде всего, следует удостовериться, что для ее раскрытия имеются необходимые материалы.
- Тема должна открывать возможности для проведения самостоятельного исследования, в котором можно будет показать умение собирать, накапливать, обобщать и анализировать факты и документы.
В реферате может быть две или три главы – в зависимости от выбранной проблемы, а также тех целей и задач исследования.
Рабочий план реферата разрабатывается студентом самостоятельно и может согласовываться с преподавателем.
Реферат должен иметь четко определенные цель и задачи, объект, предмет и методы исследования. Их необходимо сформулировать до начала непосредственной работы над
текстом.
Цель реферата представляет собой формулировку результата исследовательской деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Учитывайте, что у работы может быть только одна цель.
Задачи конкретизируют цель, в реферате целесообразно выделить три–четыре задачи. Задачи – это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в реферате. Постановку задач следует делать как можно более тщательно, т.к. их
решение составляет содержание разделов (подпунктов, параграфов) реферата. В качестве задач может выступать либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо
задачи анализа, обобщения, обоснования, разработки отдельных аспектов проблемы, ведущие к формулировке возможных направлений ее решения.
Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в
определенном аспекте рассмотрения.
Методы исследования, используемые в реферате, зависят от поставленных цели и задач, а также от специфики объекта изучения. Это могут быть методы системного анализа,
математические и статистические методы, сравнения, обобщения, экспертных оценок, теоретического анализа и т.д.
Впоследствии формулировка цели, задач, объекта, предмета и методов исследования составят основу Введения к реферату.
Сбор и систематизация литературы
Основные источники, использование которых возможно и необходимо в реферате, следующие:
- учебники, рекомендованные преподавателем
- электронные ресурсы Техникума;
- статьи в специализированных и научных журналах;
- диссертации и монографии по изучаемой теме;
- инструктивные материалы и законодательные акты (только последних изданий);
- данные эмпирических и прикладных исследований (статистические данные,
- качественные интервью и т.д.)
- материалы интернет–сайтов.
Систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам реферата, предусмотренным планом. При изучении литературы не стоит стремиться освоить всю информацию, заключенную в ней, а следует отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы. Критерием оценки прочитанного является возможность его использования в реферате.
Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки реферата. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы.
Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для реферата и составить, по возможности, специальный план его сбора и анализа. После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме литература, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте формулировки темы и в плане реферата.
Написание основной части реферата
Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Общая логика написания параграфа сводится к стандартной логической схеме «Тезис – Доказательство –
Вывод» (количество таких цепочек в параграфе, как правило, ограничивается тремя – пятью доказанными тезисами).
Все разделы реферата должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.
Использование цитат в тексте необходимо для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных
точек зрения и т.д. Отталкиваясь от содержания цитат, необходимо создать систему убедительных доказательств, важных для объективной характеристики изучаемого вопроса. Цитаты также могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы.
Во всех случаях употребления цитат или пересказа мысли автора необходимо делать точную ссылку на источник с указанием страницы.
Авторский текст (собственные мысли) должен быть передан в научном стиле.
Научный стиль предполагает изложение информации от первого лица множественного числа («мы» вместо «я»). Его стоит обозначить хорошо известными маркерами: «По нашему мнению», «С нашей точки зрения», «Исходя из этого мы можем заключить, что…» и т.п. или безличными предложениями: «необходимо подчеркнуть, что…», «важно обратить внимание на тот факт, что…», «следует отметить…» и т.д.
Отдельные положения реферата должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы, диаграммы, графики. При составлении аналитических таблиц, диаграмм, графиков используемые исходные данные выносятся в приложение, а в тексте приводятся результаты расчетов отдельных показателей (если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее целиком следует перенести в приложение). В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны. Все материалы, не являющиеся необходимыми для решения поставленной в работе задачи, также выносятся в приложение.
Написание введения и заключения
Введение и заключение – очень важные части реферата. Они должны быть тщательно проработаны, выверены логически, стилистически, орфографически и пунктуационно.
По объему введение занимает 1,5-2 страницы текста, напечатанного в соответствии с техническими требованиями, определенными преподавателем.
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы, указание на проблемы практического характера, которые были выявлены в процессе исследования, а также рекомендации относительно их устранения. В заключении возможно повторение тех выводов, которые были сделаны по главам.
Объем заключения – 1 – 3 страницы печатного текста.
Представление реферата преподавателю
Окончательный вариант текста реферата необходимо распечатать и вставить в папку–скоросшиватель. Законченный и оформленный в соответствии с техническими требованиями реферат подписывается студентом и представляется в распечатанном и в
электронном виде в срок, обозначенный преподавателем.
Перед сдачей реферата студент проверяет его в системе «Антиплагиат»
(http://www.antiplagiat.ru/), пишет заявление о самостоятельном характере работы, где указывает процент авторского текста, полученный в результате тестирования реферата в данной системе. Информацию, полученную в результате тестирования реферата в данной системе (с указанием процента авторского текста), студент в печатном виде предоставляет
преподавателю вместе с окончательным вариантом текста реферата, который не подлежит доработке или замене.
Защита реферата
При подготовке реферата к защите следует:
- Составить план выступления, в котором отразить актуальность темы, самостоятельных характер работы, главные выводы и/или предложения, их краткое обоснование и практическое и практическое значение – с тем, чтобы в течение 3 – 5 минут представить достоинства выполненного исследования.
- Подготовить иллюстративный материал: схемы, таблицы, графики и др.наглядную информацию для использования во время защиты. Конкретный вариант наглядного представления результатов определяется форматом процедуры защиты реферата.
Рекомендации по изучению литературы.
Чтение учебника.
Необходимо запомнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины. Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот. Учебник дает обязательные знания по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения. Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из–за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным то или иной раздел или пункт.
Отдельные пункты или разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника. При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам ответит на вопросы, о чем говориться в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется. Примеры, приведенные в учебнике, следует разбирать «с карандашом и калькулятором».
Чтение рекомендованной дополнительной научной литературы.
Чтение рекомендованной литературы – это одна из важнейших частей самостоятельной работы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала дисциплины. Такое чтение предполагает:
– самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен;
– чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов;
– изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.
При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и (или) в текст учебника или пособия.
Заключительным этапом изучения учебника, учебного пособия или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже самым кратким – бесполезная работа. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует память, мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию и активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, четко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.
Используется три формы записи: план, тезисы, конспект.
План – самая коротка форма записи прочитанного материала. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовка или вопросов, о которых говориться в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы.
Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.
Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного материала. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы). Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала (в дальнейшем данный навык важен при работе с нормативными материалами).
Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст дословно из источников, но пытаться кратко изложить кратко содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоёмко и не имеет большой познавательной и практической ценности.
При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Каждая страница нумеруется, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого вопроса отводится не более 2 страниц конспекта. Общая тетрадь позволит создавать конспекты блоками. При написании возможна ссылка на другую часть конспекта в том случае, если смысл вопросов повторяется или перекрывается. На полях конспектов может быть расположена вспомогательная или дополнительная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения. В идеале получится полный конспект по данному курсу, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми следует обратиться к преподавателю при посещении консультации или в индивидуальном порядке.
При чтении учебной литературы всегда следует следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержаний понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения данных и по словарям или энциклопедиям, при этом их необходимо записывать в конспект (или на полях конспекта). При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники (автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц).
Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, она в значительной степени определяет успех обучения в учебном заведении. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний, вырабатывает умение ориентироваться в потоке информации и дает навыки работы с учебной, научной и нормативной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.
БИШКЕКСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ.А.ТОКТОНАЛИЕВА
Рекомендации студентам по подготовке к экзаменам
БИШКЕК 2023
Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к которым относятся: текущая аттестация, экзамены.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник и конспект.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты
лекций.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения.
За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.
Самопроверка
После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.
В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.
Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала – умение
решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи не может получиться в результате применения
механически заученных формул, без понимания сущности теоретических положений.
Консультации
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки
БИШКЕКСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ.А.ТОКТОНАЛИЕВА
Методические указания и рекомендации по выполнению курсовых работ
БИШКЕК 2023г.
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
- РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ
- ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ И СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
- ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
- ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
- КРИТЕРИИ И ШКАЛА ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовые работы – это письменные работы, как правило, с элементами научного исследования, которые являются обязательной составной частью учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования.
Курсовая работа – это законченное самостоятельное исследование, призванное способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения теоретических дисциплин, приобретенных умений и навыков, а также их использованию в исследовательской и практической работе направлению подготовки.
Выполнение курсовой работы проводится с целью формирования профессиональных компетенций и способностей к научно-исследовательской работе.
В процессе выполнения курсовой работы студент должен показать высокий
уровень теоретической подготовки, проявить способности к проведению исследований и решению прикладных проблем, выдвигаемых практикой.
Ключевым требованием при подготовке курсовой работы выступает актуальность темы, её соответствие современному состоянию отечественной и зарубежной науки, творческий подход, умение находить, обрабатывать и анализировать источники, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений, чётко и логично излагать свои мысли.
Цель курсовой работы (проекта)
– углубление теоретических знаний, полученных в процессе освоения дисциплины; развитие навыков поиска и работы с необходимыми источниками информации, формирование аналитического подхода к реальным жизненным ситуациям.
– систематизацию и углубление теоретических знаний по учебной дисциплине;
– выработку навыков применения теоретических знаний в решении конкретных практических задач;
– овладение методикой самостоятельного научного исследования;
– формирование компетенций, связанных с профессиональной деятельностью.
В процессе освоения курса студент должен:
– определиться с выбором темы и объекта курсовой работы;
– найти и ознакомиться с источниками и специальной литературой по выбранной теме;
– определить предмет своей курсовой работы;
– организовать и провести самостоятельное практическое исследование по
избранной теме;
– обработать полученную информацию – написать, оформить и защитить курсовую работу.
Перечень учебных дисциплин, по которым предусматривается выполнение курсовых работ, определяется учебным планом по направлению подготовки по каждой форме обучения. Тематика, сроки выполнения, порядок защиты и критерии оценки курсовой работы устанавливаются предметно цикловой комиссией (ПЦК).
- ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями, утверждается на заседании ПЦК и подлежит ежегодному обновлению.
Студент имеет право выбора темы курсовой работы из числа утвержденных
ПЦК , а также может предложить свою тему, обосновав целесообразность ее
выполнения.
Изменение или уточнение темы курсовой работы возможно на основании личного заявления студента, завизированного руководителем курсовой работы, не позднее, чем за месяц до установленного срока защиты курсовой работы.
В учебной группе повторение тем курсовых работ не допускается.
Конфликты интересов студентов при выборе тем разрешает председатель ПЦК В случае, если студент не выбрал тему курсовой работы в установленный срок,
руководитель назначает ему тему работы без права студента на ее изменение или уточнение.
Студент должен согласовать план курсовой работы с руководителем в течение 10 календарных дней после утверждения темы курсовой работы и сбора Источников по теме. Студент обязан представить курсовую работу руководителю не позднее срока, установленного утвержденным графиком.
- РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ
Каждому студенту назначается руководитель курсовой работы из числа преподавателей ПЦК, за которым закреплена соответствующая дисциплина. Руководитель оказывает помощь студенту в уточнении темы (при необходимости), боре литературы, источников и других материалов, в составлении плана курсовой работы, проводит консультации и контролирует выполнение отдельных этапов работы.
Если курсовая работа не отвечает установленным требованиям, она возвращается студенту для доработки, и повторно представляется для проверки.
Основными функциями руководителя курсовой работы являются:
– консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;
– рекомендации студенту в подборе необходимой литературы и фактического
материала;
– контроль хода выполнения курсовой работы.
Руководитель проверяет курсовую работу и допускает к защите
- ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ И СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура курсовой работы включает в себя следующие основные элементы в
порядке их расположения:
- титульный лист;
- содержание/план;
- введение;
- основная часть (2,3 главы/пункта);
- заключение;
- список использованных источников/библиографию/список использованной
литературы;
- приложения (при необходимости).
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и оформляется по установленной форме. Титульный лист должен содержать следующую информацию:
– наименование образовательной организации;
– направление подготовки, направленность (профиль);
– обозначение характера работы (курсовая работа);
– наименование темы курсовой работы;
– Ф.И.О. студента, выполнившего работу;
– курс, форму обучения;
– Ф.И.О., должность, ученую степень, руководителя;
– название города, в котором находится образовательная организация;
– год написания работы.
В содержании/плане перечисляют: введение, основную часть (все разделы (главы) и подразделы (параграфы) курсовой работы), заключение и списка использованных источников, приложения (если имеются).
Во введении обозначается проблема, избранная для изучения, обосновывается ее актуальность, показывается степень ее разработанности, место и значение в
соответствующей области науки или практики, дается анализ источников и литературы, определяется объект, предмет, цели, задачи, методика исследования.
Актуальность темы исследования – это обязательная часть введения курсовой работы. Если тема работы не актуальна, то ее освещение не имеет смысла, и такая работа не будет зачтена. Поэтому студент должен обосновать, почему тема исследования важна в данный момент времени для решения выбранной проблемы.
Для обоснования актуальности темы автор должен объяснить, чем вызвано проведение его исследования конкретно в данный момент времени. Необходимо проанализировать, в какой степени выбор темы курсовой работы обусловлен:
– состоянием науки;
– появлением новых исследовательских методов и сведений.
Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, это та совокупность связей и отношений, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой информации.
Объектом исследования может быть процесс, явление действительности, анализируемый текст и т.д., т.е. то, на базе чего проводится исследование.
Предмет исследования – это часть объекта, сфера деятельности, по которой будет проводиться анализ в работе: круг вопросов, которые необходимо осветить, чтобы раскрыть тему, решить поставленные задачи, достичь цели работы на примере выбранного объекта. Задачи, сформулированные в форме целевой установки (выявить…, обобщить…, проанализировать…, разработать… и т.п.), должны найти свое отражение в пунктах плана основной части работы.
Написание каждой главы курсовой работы имеет свои особенности.
Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы. В первой главе целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу зарубежного опыта организации экономических процессов.
Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Для этого используются действующие нормативные документы, материалы научно-практических конференций, статистические данные, отражающие экономические процессы как в масштабах предприятия в целом, так и отдельного подразделения. Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов (данные брать для анализа за последние три года).
В третьей главе производится обоснование предложении по совершенствованию тех сторон финансово-экономической деятельности, проблемные участки по которым были выявлены во второй главе. Практика показывает, что для успешной защиты работы следует иметь не менее трех основных предложений, выносимых на защиту.
Как правило, сформулированные и обоснованные выводы этой главы, определяют практическую значимость работы, сформулированную во введении.
В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуемая степень раскрытия её, определяются достигнуты цели и задачи работы.
Список использованных источников/библиографию/список использованной
литературы помещается после заключения. Он должен включать изученную и
использованную в курсовой работе литературу. Список использованных источников свидетельствует о степени изученности проблемы и сформированности у студента навыков самостоятельной работы.
Не менее 25% источников должны быть изданы в последние пять лет, а нормативные документы обязательно указываются в действующей редакции.
В приложения включаются связанные с выполненной курсовой работой материалы: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики и т.п., разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера и т.п. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования студент самостоятельно (или с помощью преподавателя на консультации) определяет возможные источники теоретического материала. Он также планирует источники и методы сбора практических данных (нормативные, статистические, отчетные документы, данные социологических исследований и т.п.);
- ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Текст оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства. Текстовая часть курсовой работы выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм) без рамки, с соблюдением следующих размеров полей:
левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм.
Тип шрифта: Times New Roman.
Размер шрифта: основной текст: обычный, размер 14 пт. заголовков глав:
полужирный, размер 16 пт. заголовков подглав: полужирный, размер 14 пт.
Интервалы, отступы: межсимвольный интервал: обычный межстрочный интервал:
полуторный отступ абзаца составляет 1,0 см.
Страницы текста подлежат обязательной нумерации, которая проводится
арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляют внизу по центру. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на этой странице не проставляется.
Объем введения и заключения: 1-2 страницы, объем глав: 10-12 страниц,
стандартный объем курсовой работы 25-30 стр.
В Приложения выносятся таблицы, превышающие 1 стандартную страницу
формата А4 с одной стороны, нестандартные схемы и диаграммы, объемный
пояснительный текст, исторические справки и т.п. Страницы приложения не входят в общий объем курсовой работы.
Цитаты воспроизводятся в тексте курсовой работы с соблюдением всех правил цитирования (соразмерная кратность цитаты, точность цитирования). Ссылки на источники должны быть оформлены в самом тексте.
Цифровой (графический) материал (далее – материалы), как правило, оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, иллюстраций и имеет по тексту отдельную сквозную нумерацию для каждого вида материала, выполненную арабскими цифрами.
При этом обязательно делается надпись «Таблица» или «Рисунок» и указывается порядковый номер. Название рисунка записывается в той же строке по центру строчными буквами (14 шрифт, обычный), заголовок таблицы записывается в той же строке по левому краю строчными буквами (14 шрифт, обычный).
Допускается цветное оформление материалов.
В курсовой работе используются только общепринятые сокращения и
аббревиатуры.
- ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
6.1. Этапы выполнения работы:
- Выбор темы.
- Получение задания на курсовую работу.
- Составление списка литературы по теме.
- Разработка плана курсовой работы (содержание).
- Составление совместно с руководителем календарного графика и определение сроков завершения отдельных этапов
- Подбор теоретического и практического материала.
- Изучение и систематизация собранных материалов.
- Оформление материала.
При составлении списка использованной литературы необходимо соблюдать установленную последовательность:
- Законы Кыргызской Республики (причем сначала — конституционные, затем — кодифицированные, а уж после них — все остальные);
- Указы Президента Кыргызской Республики;
- Постановления Правительства Кыргызской Республики;
- Нормативные акты, инструкции.
- Учебная и монографическая литература.
- Периодические издания.
Сведения о книгах должны включать фамилию и инициалы авторов, заглавия, место издания, издательство, год издания.
Все литературные источники приводятся в алфавитном порядке. Особое внимание при выполнении курсовой работы следует уделить самостоятельной работе с нормативными и инструктивными материалами.
Следует акцентировать внимание на изменениях, дополнениях, внесённых в нормативные документы за последний год. При этом необходимо проводить сравнение нового нормативного документа с предшествующим, указывая на отличие и целесообразность нововведений. Таким образом, раскрывается содержание документа в соответствии с планом работы, затрагивающие актуальные проблемы совершенствования механизма реформирования, в то же время текст документа не дублируется.
6.2. Подбор теоретического и практического материала
Курсовая работа должна продемонстрировать знание студентом современной экономической литературы, что является неотъемлемым элементом глубокого изучения темы. В этих целях следует рационально организовать работу с литературными источниками, периодическими изданиями. Исходя из плана курсовой работы, намечается круг вопросов, требующих обращения к такой информации. По каталогу библиотеки подтверждаются новейшие монографии, учебные пособия, статьи в различных журналах. Важным критерием отбора литературы является её новизна, отражение перспектив развития данного направления исследования.
Практический материал должен соответствовать теме курсовой работы. Он подбирается в форме данных статистики, цифровых материалов по месту прохождения практики студента, нормативного и инструктивного материала. Если не возможно приведение реальных цифровых примеров, необходимо заполнить бланки, таблицы условными данными, иллюстрирующими изложение теоретического материала. После изучения подобранных теоретических и практических материалов следует их систематизировать. В этих случаях подбираются практические данные к соответствующим разделам курсовой работы, цифровые материалы сводятся в таблицы, составляются графики, диаграммы. Далее необходимо проанализировать материалы, сделать выводы и сформулировать предложения.
В процессе работы над темой необходимо изучить различные точки зрения.
6.3. Контроль за процессом выполнения курсовой работы
Контроль за ходом выполнения работы осуществляется преподавателем данного курса, который проверяет соответствие готовности разделов работы со сроками, утверждёнными в задании. На время выполнения курсовой работы составляется расписание консультаций. Консультации проводятся за счёт объёма времени, отведённого в рабочем учебном плане на консультации.
Основными функциями руководителя курсовой работы являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности;
- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
- контроль хода выполнения курсовой работы;
- помощь в заполнении практического материала по курсовой работе.
Полностью курсовая работа должна быть выполнена за две недели до защиты, вносить исправления, дополнения.
Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.
Проверка, составление рецензии и приём курсовой работы осуществляется руководителем курсовой работы вне расписания учебных занятий.
После прочтения и возвращения руководителем работы, следует доработать материал с учетом отмеченных замечаний. В случае неясности необходимо задать вопросы руководителю.
Откорректировать текст с учетом высказанных замечаний, целесообразно ещё раз прочитать работу, проверить грамматику и сброшюровать материал. Проверив наличие своей подписи в бланке задания на курсовую работу, следует предоставить работу ПЦК и приступать к разработке тезисов доклада для защиты.
Защита курсовой работы является обязательной и проводится за счёт объёма времени, предусмотренного руководителю курсовой работы.
6.4. Организация защиты курсовой работы
Доработанная с учётом замечаний руководителя курсовая работа допускается к защите, где определяется её окончательная оценка с учётом устного собеседования.
Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений. На защите курсовой работы студент должен показать не только знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.
. КРИТЕРИИ И ШКАЛА ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Наименование критерия | Наименование показателей | Максимальное количество баллов |
Новизна и оригинальность | – актуальность проблемы и темы; – новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; – наличие авторской позиции, самостоятельность суждений | 1 |
Степень раскрытия сущности проблемы | – соответствие содержания темы курсовой работы; – полнота и глубина раскрытия основных понятий; знание и понимание проблемы, умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; – умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, основные положения; умение четко и обоснованно формулировать выводы; – «трудозатратность» (объем изученной литературы, добросовестное отношение к анализу проблемы); – самостоятельность, способность к определению собственной позиции по проблеме и к практической адаптации материала. | 1 |
Обоснованность выбора источников | – круг, полнота использования литературных источников по теме; – привлечение новейших работ (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). | 1 |
Ответы на уточняющие вопросы | ответ структурирован, даны правильные, аргументированные ответы на уточняющие вопросы, демонстрируется высокий уровень участия в дискуссии |
|
Соблюдение требований по оформлению
| -точность в цитировании и указании источника текстового фрагмента, – правильность, аккуратность оформления, – соблюдение требований к объему курсовой работы; – грамотность, культура изложение материала – использование информационных технологий. | 1 |
Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора любой темы курсовой работы или, по разрешению преподавателя, доработки прежней темы и определяется новый срок её выполнения.
Составитель: Руководитель службы СМК и методической работы
Касымкулова Ч.А____________
БИШКЕКСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ.А.ТОКТОНАЛИЕВА
Методические рекомендации для студентов по выполнению практических/семинарских/ лабораторных занятий
БИШКЕК 2023г.
Практическое занятие – это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно– теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц.
Практические занятия проводятся с целью выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач и т.п. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений – профессиональных (выполнять определённые действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и
анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач.
При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для
активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до
начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при
необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа
данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.
На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный
материал по тематике занятий.
Подготовка к практическим занятиям:
- внимательно прочитайте материал лекций, относящихся к данному практическому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;
- выпишите основные термины;
- ответьте на контрольные вопросы по практическим занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;
- уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до практического занятия) во время текущих консультаций преподавателя;
- готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы,
Подготовка к устному опросу (собеседованию) выяснение преподавателем уровня владения студентом материала по конкретной теме учебной программы. В связи с этим
студент должен:
- проработать учебную тему, опираясь на лекционный материал, материал учебника
и учебных пособий;
- знать определения основных понятий;
- уметь ясно и последовательно излагать учебный материал;
- убедительно аргументировать собственную позицию;
- продемонстрировать способность видеть связь изучаемой темы с предшествующим материалом.
Перед выполнением студентами тестовых практических заданий преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает, ориентировочное время работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Семинар – это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения устно излагать материал, а также защищать научные положения и выводы, учатся конспектировать первоисточники.
К семинару нужно тщательно готовиться: внимательно ознакомиться с планом семинара, изучить рекомендованную литературу, по каждому вопросу составить краткий план выступления. В процессе подготовки к семинару обычно требуется законспектировать один или несколько литературных источников: книг, брошюр, статей. Приобретение навыков конспектирования при работе с книгой исключительно важно, поскольку конспектирование представляет собой деятельность, которая будет необходима всю жизнь и инженеру, и научному работнику, и руководителю производства.
При выступлении на семинаре нужно стремиться выразить свои мысли собственными словами, как можно реже прибегая к конспекту. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к семинарскому занятию:
- Проработать конспект лекций;
- Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому
разделу;
- Ответить на вопросы плана семинарского занятия;
- Выполнить домашнее задание;
- Проработать тестовые задания и задачи;
- При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
Семинарские занятия могут проводиться в форме беседы со всеми студентами группы или с отдельными студентами. Этот вид занятия называется коллоквиумом (собеседование). Коллоквиумы проводятся по конкретным вопросам дисциплины. Коллоквиум отличается, в первую очередь тем, что во время этого занятия могут быть опрошены все студенты или значительная часть студентов группы.
В ходе коллоквиума выясняется степень усвоения студентами понятий и терминов по важнейшим темам, умение студентов применять полученные знания для решения конкретных практических задач.
Для подготовки к коллоквиуму студенты заранее получают у преподавателя задание.
В процессе подготовки изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск релевантной информации, а также могут собрать практический материал. Коллоквиум может проходить также в форме ответов студентов на вопросы билета, обсуждения сообщений студентов, форму выбирает преподаватель.
Выполнение домашних заданий в виде решения задач, проведения типовых расчетов.
Домашняя учебная работа включает в себя:
- доработку и оформление записей по лекционному материалу;
- чтение и конспектирование рекомендованных преподавателем источников с последующим обсуждением конкретных вопросов на практических занятиях и семинарах;
- самостоятельной решение практических задач;
- проработка материалов по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации;
- подготовку к семинарам, конференциям.