Дуальное образование
Бишкекский финансово-экономический техникум им.А.Токтоналиева
«Реализации программ дуального образования в БФЭТ»
Дуальное обучение — форма образования, при которой студенты овладевают выбранной профессией на практике в условиях будущего рабочего места, а теорию при этом изучают в стенах учебного заведения. ( Закон Кыргызской Республики от 11 августа 2023 года №179 «Об образовании» Глава 9 статья34)
Юридически при дуальном обучении БФЭТ готовит для заключения трёхсторонний договор между учебным заведением, студентом и предприятием, которое заинтересовано в новых сотрудниках. В договоре закрепляют условия обучения. Предприятие может платить студенту стипендию на время прохождения практики или полноценную зарплату, а также обеспечивать его питанием, транспортом, спецодеждой. От студента могут потребовать соблюдать не только учебную дисциплину (вовремя сдавать курсовые, контрольные, практические работы), но и внутренние регламенты компании (требования к пожарной безопасности, санитарные правила).
Особенности программы:
- Образовательная программа базируется на профессиональном стандарте ( функции, знания и навыки, требования к оценке)
- Обучение происходит в техникуме и в логистических компаниях ( с учётом специфики работы компаний) В рамках дуального обучения техникум и обучающие кампании выполняют общую образовательную миссию. Они действуют как равноправные партнёры.
Распределение обязанностей, ответственности между разными организациями для достижения единой цели – качества квалификации выпускника-главный принцип дуальной системы обучения.
Также БФЭТ составляет двусторонний договор с компанией-партнёром, где прописывает детали сотрудничества. Учебные планы составлены с учётом образовательных стандартов и требований предприятия. На время учёбы за студентами закрепляют наставника, который руководит практикой и учит выполнять задачи в реальных рабочих условиях.
Преимущества:
Много практики непосредственно на предприятии. То есть студент сразу понимает, что и как ему нужно будет делать на работе.
Можно себя зарекомендовать ещё во время учёбы: познакомиться с будущими коллегами и руководителем.
Дуальное обучение позволяет избежать проблемы поиска работы.
Никакого переучивания и адаптации при трудоустройстве не будет.
Возможность получать деньги за практику. Это снижает нагрузку на семейный бюджет и позволяет студенту неплохо жить.
Минусы дуального обучения
Основных минусов всего два, но они существенные:
Студент должен отработать на предприятии определённое время, чтобы получить оценку за учебную и производственную практику.
Узкий выбор предприятий-партнеров.
Система дуального образования пока ещё не очень распространена — её внедрили среди СПУЗов только у нас. Выбор предприятий , которые тесно хотели бы сотрудничать тоже невелик.
Достижения на сегодняшний день. Ноу-хау в планировании и реализации программ дуального образования.
При помощи компании GIZ была создана лабаратория, где наставники будут проводить уроки. Изучены международные практики взаимодествия бизнеса и сферы профессионального образования, преимущества внедрения дуального обучения. Были проведены встречи с заинтересованными сторонами о развитии дуального обучения. Разработаны рекомендации для внесения изменений учебной программы с целью улучшения взаимодействия между бизнесом и профессиональным образованием. Проведен анализ возможностей развития и внедрения дуального обучения в Кыргызской Республике. Изучены стратегии и программы развития профессионального образования, а также дуального обучения. На стадии готовности 3 стороннего договора по дуальному образованию.
Учебный план
Результаты обучения по программе
Результат обучения 1(РО-1): способен использовать базовые положения математических, естественных, гуманитарных, экономических наук, методы управления при решении профессиональных задач, заниматься самообразованием и личностного развития, осуществлять профессиональную деятельность на основе полученных комплексов знаний, умений, и практических навыков;
Результат обучения 2(РО-2): способен ориентироваться в современном мире, используя общенаучные знания естественных гуманитарных наук, придерживаясь здорового образа жизни и сохраняя экологию окружающего мира Результат обучения 3(РО-3): способен принимать решения в различных ситуациях и нести за них ответственность, придерживаясь духа патриотизма, толерантности, гуманизма и морально-нравственных принципов
Результат обучения 4(РО-4): способен организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
Результат обучения 5(РО-5): умеет применять основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, владеет навыками работы с компьютером, как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
Результат обучения 6(РО-6): способен логически верно, аргументировано и ясно выражать свои мысли, вести деловое общение на государственном, иностранном и официальном языках;
Мероприятия проведенные в техникуме
Организована гостевая лекция. Были приглашены: Пранаб Дас — региональный менеджер по развитию логистики
бизнеса в Кыргызстане. Ашимова Арина —
менеджер логистической компании Зозик карго Элина Сон — Координатор по UNITED
EDUCATION и MSL(инспекционные услуги и аккредитация)Акбар Алиахунов ассистент
по административным делам. Цель гостевой лекции ознакомление международной
логистикой, где Кыргызстан связывают с внешнеэкономическими связями. Лекция
велась на английском языке, где студенты Л-1-22 активно участвовали.
Гостевая лекция на тему: «Трудоустройство и адаптация рынка труда в сфере
логистики», с нашими партнерами ОсОО «Грузовик . Караван- логистик».
Приглашены: Основатель компании Орозалиев С.Т. ген.директор- Усубалиева М.У.
Гостевая лекция с транспортной компанией «Эр-Эр». Калиева Г.А. Тема:
«Логистика в Кыргызтане»
В дуальном обучении наставники в компании смогут
Адаптировать обучение в соответствии с учебной программой
Планировать и внедрять в компании ряд соответствующих методов обучения
Давать конструктивную обратную связь студентам
Отслеживать развитие компетенций студентов посредством ведения журнала
Проводить оценку компетенций студентов
Планировать программы дуального обучения совместно с преподавателями с использованием разработанных инструментов
планирования