Дуальное образование

                    Бишкекский финансово-экономический техникум им.А.Токтоналиева

                          «Реализации программ дуального образования в БФЭТ»

Дуальное обучение — форма образования, при которой студенты овладевают выбранной профессией на практике в условиях будущего рабочего места, а теорию при этом изучают в стенах учебного заведения. ( Закон Кыргызской Республики  от 11 августа 2023 года №179 «Об образовании» Глава 9    статья34)

Юридически при дуальном обучении БФЭТ готовит для  заключения трёхсторонний договор между учебным заведением, студентом и предприятием, которое заинтересовано в новых сотрудниках. В договоре закрепляют условия обучения. Предприятие может платить студенту стипендию на время прохождения практики или полноценную зарплату, а также обеспечивать его питанием, транспортом, спецодеждой. От студента могут потребовать соблюдать не только учебную дисциплину (вовремя сдавать курсовые, контрольные, практические работы), но и внутренние регламенты компании (требования к пожарной безопасности, санитарные правила).

Особенности программы:

  1. Образовательная программа базируется на профессиональном стандарте ( функции, знания и навыки, требования к оценке)
  2. Обучение происходит в техникуме и в логистических компаниях ( с учётом специфики работы компаний) В рамках дуального обучения техникум и обучающие кампании  выполняют общую образовательную миссию. Они действуют как равноправные партнёры.

Распределение обязанностей, ответственности между разными организациями для достижения единой цели – качества квалификации выпускника-главный принцип дуальной системы обучения.

Также БФЭТ  составляет двусторонний договор с компанией-партнёром, где прописывает детали сотрудничества. Учебные планы составлены с учётом образовательных стандартов и требований предприятия. На время учёбы за студентами  закрепляют наставника, который руководит практикой и учит выполнять задачи в реальных рабочих условиях.

Преимущества:

Много практики непосредственно на предприятии. То есть студент сразу понимает, что и как ему нужно будет делать на работе.

Можно себя зарекомендовать ещё во время учёбы: познакомиться с будущими коллегами и руководителем.

Дуальное обучение позволяет избежать проблемы поиска работы.

Никакого переучивания и адаптации при трудоустройстве не будет.

Возможность получать деньги за практику. Это снижает нагрузку на семейный бюджет и позволяет студенту неплохо жить.  

Минусы дуального обучения

Основных минусов всего два, но они существенные:

Студент должен отработать на предприятии определённое время, чтобы получить оценку за учебную и производственную практику.

Узкий выбор предприятий-партнеров.

Система дуального образования пока ещё не очень распространена — её внедрили среди СПУЗов только у нас. Выбор предприятий , которые тесно хотели бы сотрудничать  тоже невелик.

При помощи компании  GIZ была создана лабаратория, где наставники будут проводить уроки. Изучены международные практики взаимодествия бизнеса и сферы профессионального образования, преимущества внедрения дуального обучения. Были проведены встречи с заинтересованными сторонами о развитии дуального обучения. Разработаны рекомендации для внесения изменений  учебной программы с целью улучшения  взаимодействия между бизнесом и профессиональным образованием. Проведен анализ возможностей развития и внедрения дуального обучения в Кыргызской Республике. Изучены стратегии и программы развития профессионального образования, а также дуального обучения. На стадии готовности 3 стороннего договора по дуальному образованию.

Учебный план

Результат обучения 1(РО-1): способен использовать базовые положения математических, естественных, гуманитарных, экономических наук, методы управления при решении профессиональных задач, заниматься самообразованием и личностного развития, осуществлять профессиональную деятельность на основе полученных комплексов знаний, умений, и практических навыков;

Результат обучения 2(РО-2): способен ориентироваться в современном мире, используя общенаучные знания естественных гуманитарных наук, придерживаясь здорового образа жизни и сохраняя экологию окружающего мира Результат обучения 3(РО-3): способен принимать решения в различных ситуациях и нести за них ответственность, придерживаясь духа патриотизма, толерантности, гуманизма и морально-нравственных принципов            

Результат обучения 4(РО-4): способен организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

Результат обучения 5(РО-5): умеет  применять  основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации, владеет навыками работы с компьютером, как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

Результат обучения 6(РО-6): способен логически верно, аргументировано и ясно выражать свои мысли, вести деловое общение на государственном, иностранном  и официальном языках;

Организована гостевая лекция. Были приглашены: Пранаб Дас  — региональный менеджер по развитию логистики бизнеса в Кыргызстане. Ашимова  Арина — менеджер логистической компании Зозик карго Элина Сон — Координатор по UNITED EDUCATION и MSL(инспекционные услуги и аккредитация)Акбар Алиахунов ассистент по административным делам. Цель гостевой лекции ознакомление международной логистикой, где Кыргызстан связывают с внешнеэкономическими связями. Лекция велась на английском языке, где студенты Л-1-22 активно участвовали.

Гостевая лекция на тему: «Трудоустройство и адаптация рынка труда в сфере логистики», с нашими партнерами ОсОО «Грузовик . Караван- логистик». Приглашены: Основатель компании Орозалиев С.Т. ген.директор- Усубалиева М.У.

Гостевая лекция с транспортной компанией «Эр-Эр». Калиева Г.А. Тема: «Логистика в Кыргызтане»

В дуальном обучении наставники в компании смогут
Адаптировать обучение в соответствии с учебной программой

Планировать и внедрять в компании ряд соответствующих методов обучения

Давать конструктивную обратную связь студентам

Отслеживать развитие компетенций студентов посредством ведения журнала

Проводить оценку компетенций студентов

Планировать программы дуального обучения совместно с преподавателями  с использованием разработанных инструментов планирования